Видеоконференция с Казахстаном.
20 октября состоялась очередная совместная видеоконференция по теме «Декоративно-прикладное искусство народов Крайнего Севера и Казахстана: связь народных художественных промыслов с традициями и бытовым укладом» с Бескольской школой-гимназией, встреча посвящена: прикладному искусству; языку родства; ненецким поговоркам и пословицам.
Каждый народ заявляет о себе через свою деятельность, т.е. культуру. Традиционная культура народов Севера складывалась на протяжении веков и тысячелетий, была максимально приспособлена к природным условиям их обитания, также как и у представителей Казахстана.
Встреча с ребятами из Казахстана – этот всегда радость встречи, желание пообщаться. За два года мы привыкли к встречам, нам очень интересно друг с другом.
Результат нашей последней встречи:
-составлен словарь–разговорник (русско-казахский и русско-ненецкий),
-собраны рецепты приготовления традиционных блюд и напитков ненцев и казахов,
-разработана и проведена экскурсия «Прикладное искусство ненцев»,
-проведена исследовательская работа над проектами:
1)Исследовательский проект школьников Бескольской школы-гимназии по теме «Декоративно – прикладное искусство казахского и ненецкого народов».
2)Научно-исследовательские работа школьников МОУ «Школа-интернат среднего общего образования с. Ныда» по теме: «Сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне» (анкетирование детей и педагогов двух школ, анализ исторических и архивных документов на базе музеев «Пюлава» и Боевой славы Бескольской школы–гимназии, Соловьева Алеся, 8а класс).
Результаты наших школьников представлены на школьной НПК «Старт в науку», муниципальном этапе межрегиональной олимпиады по краеведению, а представителей Бескольской школы-гимназии – на районном уровне и на областных соревнованиях по краеведению.
В декабре – марте мы планируем выступление Соловьевой Алеси (8 кл) на VI открытой научно–исследовательской конференции учащихся и студентов «Ступень в будущее» в г. Новый Уренгой и на XXI Всероссийском детском конкурсе научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке» (2017-2018 уч.г.).
Международный проект
В 2016/2017 уч. году состоялась уже третья встреча по скайпу со школой-партнером по реализации международного проекта «Природосообразность жизненного уклада народов Крайнего Севера РФ и республики Казахстан».
Первая встреча - традиционно с членами администрации и руководителями исследовательских проектов. Две другие встречи проведены с участием членов каникулярной школы и членов школьного этнографо-краеведческого музея «Пюлава».
В Бескольской школе-гимназии запущен исследовательский проект по теме «Сравнительный анализ музыкальной культуры казахского народа и народов Крайнего севера», а в нашей школе-интернат - «Бубен – символ мироустройства». В рамках исследовательских проектов ребятами с 11.11 по 18.11.2016г. проведено анкетирование по просьбе представителей Бескольской школы-гимназии о музыкальных инструментах, а по нашей просьбе - с 18.11-28.11.2016г. они провели опрос среди населения о музыкальной культуре и о том, как применяется бубен у казахского народа. Кроме этого был проведен эксперимент в обеих школах с музыкальными инструментами.
Исследовательский проект казахских партнеров будет представлен на областных соревнованиях по этнокультуроведению, а проект нашей школы-интерната мы представим на научно-практической конференции «Старт в науку».
Работа над проектами продолжается.
Онлайн встреча активов школьных музеев
22 апреля прошла очередная он-лайн встреча активов школьных музеев нашей школы-интерната и Бескольской средней школы-гимназии Кызылжарского района Северо-Казахстанской области Республики Казахстан.
Наш культурологический проект ориентирован на сравнение национальных культур Ямальского Севера и Казахстана, поэтому темой встречи стала история становления музыкаль-ной культуры и национальной одежде казахов и ненцев.
Музыкальная культура малочисленных коренных народов Ямала (хантов, манси, сельку-пов и ненцев) изучена плохо, поэтому сведений, в частности о национальных музыкальных инструментах имеется очень мало, но и эти данные позволяют судить о достаточно широком наборе национальных музыкальных инструментов ямальских аборигенов, а также об обширных исторических связях жителей Ямала с другими народами.
Каждый инструмент у коренных малочисленных народов Севера был связан с опреде-лённым ритуалом, с тотемом. Само умение играть на музыкальном инструменте воспринима-лось всегда, как способность вступать в связь с духами, а также считалось сверху посланным даром и давалось только избранникам духов. У ненцев изначально был всего один единствен-ный музыкальный инструмент - это шаманский бубен (пензер).
Другой инструмент – варган. Варган считается шаманским инструментом у ненцев, а ещё есть точно такой же инструмент у казахов - называется кобыз. Это общее – что мы выяснили в ходе последней встречи.
Мы показали нашим партнераммаленький концерт: хынабцы - в исполнении Пяк А. Л., колыбельную на ненецком языке и песню «Сингакоця» – Няруй П., Соловьева А., Нядонги А., Вануйто А., Вануйто А. исполнили песню «Некутя».
В духовной культуре и социально-общественной жизни казахского народа музыкальное искусство занимало большое место. Музыкальные инструменты казахов, которые были наиболее распространенными: домбра, кобыз, сыбызгы, сырнай. Мы услышали и увидели красивое исполнение на домбре национальной музыкальной композиции, а также наши партнеры исполнили национальную песню.
Национальная одежда казахов и ненцев вобрала в себя все лучшее, что смогли создать искусство и талант народных умельцев на протяжении веков. В ней нашли отражение образ жизни народа, уровень его производства, эстетические идеалы, отчетливо прослеживается влияние тех этнических компонентов, из которых исторически сложился народ. Национальная одежда и казахов и ненцев изготовлена из меха и шкур животных и наилучшим образом приспособлена к условиям тундры на Ямале, степным и лесостепным зонам, которые преобла-дают на севере республики Казахстан. За долгие века жизни в суровых условиях ненцы и казахи научились изготавливать уникальную одежду, наилучшим образом сохраняющую тепло и защищающую от ветра, снега, дождя и мороза.
В качестве рефлексии состоялся обмен мнениями учащихся и руководителей школьных музеев. Для кого-то эта встреча сделала открытия в сходстве и различии в культуре ненецкого и казахского народа.
Заключительным аккордом нашей встречи станет акция, которую наша делегация в Ка-захстане проведет совместно с Бескольской школой-гимназией в преддверие Дня Победы, а именно: поздравит с Днем Победы, проживающих на территории аула Бесколь ветерана Великой Отечественной войны Щавинского Бронислава Вячеславовича и узницу концлагеря Гуменюк Елену Федоровну.
12 марта прошла он-лайн встреча активов школьных музеев нашей школы-интерната с ребятами из Бескольской средней школы-гимназии Кызылжарского района Северо-Казахстанской области Республики Казахстан.
Наш культурологический проект ориентирован на сравнение национальных культур Ямальского Севера и Казахстана, в этот раз мы говорили о жилище ненцев и казахов, об играх и игрушках наших народов.
С помощью видеоконференцсвязи мы убедились еще раз в том, что многое в культурах коренных народов совпадает, а именно - жилища наши похожи, дети в местах кочевий играют с подручным материалом (кости, палочки и др.), девочке первую куклу - шьет мама. Игры мальчиков направлены на развитие силы, выносливости, ловкости.
Обе стороны отметили, что жилище ненецкого и казахского народа - замечательный памятник материальной культуры. Юрта и чум - самое удобное и практичное жилье для кочевых народов, приспособленное к особенностям природы и быта.
В качестве рефлексии состоялся обмен мнениями учащихся по видеоконференции. Для кого-то эта встреча стала открытием, ведь некоторые ребята впервые воочию увидели, хоть и посредством видеоконференцсвязи, сходство и различия в культуре ненецкого и казахского народа.
На 7 апреля назначен следующий сеанс связи по теме музыкальные инструменты, одежда ненцев и казахов. Мы посмотрим и покажем маленький концерт посредством он-лайн.
Кроме этого, мы и наши казахские партнеры по проекту приняли участие в региональном конкурсе «Точка на карте» и во Всероссийской научно-практической конференции «Теоретико-методологические основы практико-ориентированной подготовки учителя естественнонаучных дисциплин», который проводит «Тюменский государственный университет». Ждем результатов.
В МОУ «Школа-интернат среднего общего образования с. Ныда» с октября 2015 года (срок реализации: 2 года) запущен совместный проект «Природосообразность жизненного уклада народов Крайнего Севера РФ и республики Казахстан» с образовательной организацией-партнером Бескольской средней школой-гимназией Кызылжарского района, Северо - Казахстанской области Республики Казахстан.
Цель проекта: внедрение инновационной модели воспитания по формированию гражданских и патриотических качеств, социализации обучающихся через их включение в интерактивные формы деятельности посредством краеведческого образования в условиях сетевого взаимодействия с зарубежной образовательной организацией
Направление реализации проекта: культурологическое, ориентировано на проведение параллели между особенностями национальных культур народов Крайнего Севера и Казахстана в контексте взаимопроникновения культур по направлениям:
- сохранение языка и культуры;
- особенности традиционного хозяйствования народов Казахстана и Крайнего Севера;
- особенности традиционной кухни;
- участие народов Казахстана и Крайнего Севера в Великой Отечественной войне;
- сходство и различие ненецких и казахских национальных игр.
В субботу, 13.02.2016 прошло совещание по ВКС нашей школы-интерната и Бескольской средней школы-гимназии. Каждая школа презентовала себя, вместе с тем, были обозначены мероприятия, которые будут проведены в ближайшее время.
Решение: 12 марта провести встречу активов школьных музеев и рассказать о жилище ненцев и казахов, игрушке ненецкой и казахской, играх ненецких и казахских.
Информация о предоставлении проектов по МС, на ВКС 25.11.2015
О создании рабочей группы по реализации международного проекта
Об организации и участии в мероприятиях по международному сотрудничеству