22 апреля прошла очередная он-лайн встреча активов школьных музеев нашей школы-интерната и Бескольской средней школы-гимназии Кызылжарского района Северо-Казахстанской области Республики Казахстан.
Наш культурологический проект ориентирован на сравнение национальных культур Ямальского Севера и Казахстана, поэтому темой встречи стала история становления музыкаль-ной культуры и национальной одежде казахов и ненцев.
Музыкальная культура малочисленных коренных народов Ямала (хантов, манси, сельку-пов и ненцев) изучена плохо, поэтому сведений, в частности о национальных музыкальных инструментах имеется очень мало, но и эти данные позволяют судить о достаточно широком наборе национальных музыкальных инструментов ямальских аборигенов, а также об обширных исторических связях жителей Ямала с другими народами.
Каждый инструмент у коренных малочисленных народов Севера был связан с опреде-лённым ритуалом, с тотемом. Само умение играть на музыкальном инструменте воспринима-лось всегда, как способность вступать в связь с духами, а также считалось сверху посланным даром и давалось только избранникам духов. У ненцев изначально был всего один единствен-ный музыкальный инструмент - это шаманский бубен (пензер).
Другой инструмент – варган. Варган считается шаманским инструментом у ненцев, а ещё есть точно такой же инструмент у казахов - называется кобыз. Это общее – что мы выяснили в ходе последней встречи.
Мы показали нашим партнераммаленький концерт: хынабцы - в исполнении Пяк А. Л., колыбельную на ненецком языке и песню «Сингакоця» – Няруй П., Соловьева А., Нядонги А., Вануйто А., Вануйто А. исполнили песню «Некутя».
В духовной культуре и социально-общественной жизни казахского народа музыкальное искусство занимало большое место. Музыкальные инструменты казахов, которые были наиболее распространенными: домбра, кобыз, сыбызгы, сырнай. Мы услышали и увидели красивое исполнение на домбре национальной музыкальной композиции, а также наши партнеры исполнили национальную песню.
Национальная одежда казахов и ненцев вобрала в себя все лучшее, что смогли создать искусство и талант народных умельцев на протяжении веков. В ней нашли отражение образ жизни народа, уровень его производства, эстетические идеалы, отчетливо прослеживается влияние тех этнических компонентов, из которых исторически сложился народ. Национальная одежда и казахов и ненцев изготовлена из меха и шкур животных и наилучшим образом приспособлена к условиям тундры на Ямале, степным и лесостепным зонам, которые преобла-дают на севере республики Казахстан. За долгие века жизни в суровых условиях ненцы и казахи научились изготавливать уникальную одежду, наилучшим образом сохраняющую тепло и защищающую от ветра, снега, дождя и мороза.
В качестве рефлексии состоялся обмен мнениями учащихся и руководителей школьных музеев. Для кого-то эта встреча сделала открытия в сходстве и различии в культуре ненецкого и казахского народа.
Заключительным аккордом нашей встречи станет акция, которую наша делегация в Ка-захстане проведет совместно с Бескольской школой-гимназией в преддверие Дня Победы, а именно: поздравит с Днем Победы, проживающих на территории аула Бесколь ветерана Великой Отечественной войны Щавинского Бронислава Вячеславовича и узницу концлагеря Гуменюк Елену Федоровну. |